Непутёвые заметки,
или
Всё, что вы хотели знать о Питере, но боялись спросить

День 1
Зебры, дома-утюги, волшебные яйца... В общем, добро пожаловать в сказку!

В Пулково нас, должно быть, приняли за террористов: уж очень настойчиво попросили включить мобильные телефоны, дабы удостовериться в том, что "Sony" не может быть замаскированным взрывным устройством.
Сверху Петербург казался только что принявшим душ. Внизу оказалось, что о дожде нет и речи (нам повезло с погодой), а тучи... Здесь они равномерно распределены по небу. Всегда.
Нам предстоит неделю жить в месте, пронизанном нитями истории; месте, которое можно только воспевать; месте, на описании которого мой запас тропов почти иссяк... Одним словом, на Невском.
Часть проспекта, в которой будем обитать мы, является самым его концом (и той частью, что называют Старо-Невским). Само название происходит от прозвища Александра Ярославича, но у улицы есть много прозвищ. Гоголь называл проспект единственным местом, "где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург". Стиляги сравнивали его с Бродвеем. Я же восхищаюсь им молча.
Добравшись до гостиницы на автобусе-гармошке (карточная система уже работает, но не для гостей города), мы заселились в гостиницу с радиально круглыми коридорами и станцией метро прямо в здании. Метро, кстати, не менее красивое, чем в Москве: взять хотя бы станцию "Маяковская", отделанную ярко-красной смальтой, со стихами на пилоне:
ОТЕЧЕСТВО
СЛАВЛЮ,
КОТОРОЕ ЕСТЬ,
НО ТРИЖДЫ —
КОТОРОЕ БУДЕТ!
А нашу станцию украшает барельеф, прозванный народом "Пять мужиков на четырех конях" (ошибка художника?). Под самым потолком горят, подражая рассветному солнцу, газовые рожки; стены словно отделаны чешуей золотой рыбы.
Санкт-Петербургское метро считается самым глубоким в мире по глубине залегания станций; это обеспечили многочисленные каналы и подземные реки. Лестницы эскалаторов здесь настолько длинные, что многие спокойно читают во время спуска или подъема.
Времени на еду почти не было, поэтому мы сразу после заселения отправились на обзорную экскурсию. Гид, обаятельная женщина, могла бы работать воспитателем в детском саду: в автобусе царила железная "пряниковая" дисциплина (это должно было быть комплиментом). Хорошо, что мы не опоздали, ведь, по словам гида, "тот, кто опаздывает на 5 минут, танцует в автобусе; тот, кто на 10, танцует на месте стоянки автобуса". В общем, в душе я порадовалась тому, что по Питеру мы, в основном, будем гулять самостоятельно.
Обелиск «Городу-Герою Ленинграду» на площади Восстания
За время экскурсии мы:
· узнали о том, что длина Невского составляет 4 километра

· сфотографировали "Аврору".

· погуляли по стрелке Васильевского острова

· посетили Ростральные колонны. Помню, меня возмутило, что на одну из колонн забрались три подростка. А когда я зашла в Википедию, выяснилось, что на 9 мая на колонне пыталась посмотреть салют целая толпа зевак...
Рядом с колонной находится набережная Невы, одетая... скорее всего, в гранит. Она является частью Стрелки Васильевского острова, я бы даже сказала, самой живописной частью Санкт-Петербурга. Прогуляться по набережной можно двумя способами: обычным - по земле, и способом для сумасшедших (тем, что выбрала я) - почти по воздуху. Второй способ прост: если присмотреться к каменной стене вдоль Невы, можно заметить выступ шириной где-то в 10 сантиметров, который уходит где-то на 3 метра вверх, отрываясь от земли вместе со стеной. В этом моя ошибка: я слишком высоко забралась, чтобы прыгать на набережную; пришлось перепрыгнуть через стену и пройти через парк. Но первый путь не менее опасен: гранитные ступени ведут прямо в Неву. Если сесть на последней ступени и посмотреть в тёмные воды, возникнет желание прыгнуть. Мне лично очень хотелось: кажется, там теплее, чем на земле.

Последней остановкой стал дом, который изначально был построен для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (жертв царизма); предполагалось, что они станут новой элитой Советского Союза. Многих жителей дома постигла печальная участь в виде сталинских репрессий (я не знаю, за что их репрессировали, и думаю, не знал и сам генсек). С мемориальной доской и Соловецким камнем (привезен из лагеря, в который Бездомный хотел отправить Воланда) контрастирует сувенирный магазин на первом этаже (удачное место, ничего не скажешь).
~
А потом Санкт-Петербург устроил нам индивидуальную экскурсию: мы больше 2 часов бродили по городу в поисках метро. Успев набрести на "Призму", я обзавелась едой и (заодно) любопытством и склонностью к анализу. За время прогулки мне удалось узнать об особенностях северной Пальмиры:
1. Петербуржцы отличаются отменной вежливостью и огромной любовью к своему городу. Если вы спросите у кого-нибудь дорогу - берегитесь, ибо о Петербурге можно говорить часами! Гражданская активность здесь намного выше, чем у нас, и это подтверждают СМИ: стоит лишь предположить, что какое-то из зданий на Невском снесут - начнётся действо сродни Апокалипсису. Акции протеста на улицах и потоки писем в газеты начнутся незамедлительно. В Санкт-Петербургских ведомостях есть статья о том, что несколько лет назад появилось предложение перенести памятник героям ВОВ поближе к метро. Одно предложение послужило причиной писем с фразами вроде: "разве никого уже не волнует то обстоятельство, что студенты института уходили на страшную войну вовсе не от станции метро, которого тогда ещё даже и не было?".
2. Санкт-Петербург - зелёный город. Деревья, чаще встречающиеся в городе - клён и дуб. Растение - мох: вездесущая зелень покрывает тротуар, нижние этажи домов и кору деревьев (невозможно определить, где север). Даже те здания, которые имеют стены различных цветов, в конце концов зеленеют от сырости.
3. Улиц под прямым углом, невольно напоминающих о плановой застройке, здесь нет вообще. Самый популярный стиль зданий - модерн, цвета - белый и жёлтый (и да, лепнина есть везде). А ещё где-то на Садовой есть по крайней мере 2 дома-утюга (шириной в одну комнату).
4. Зебра делится на 2 части, 2 стороны движения (но на разметку всем наплевать). Основные виды транспорта: автобусы, метро и самокаты (я даже захотела купить здесь один, но потом вспомнила, что в аэропорту самокат считается негабаритным грузом, его покупка обошлась бы мне гораздо дороже самой стоимости средства передвижения).
5. Уличные художники тоже вездесущи, они обитают на набережных. Шарж рисуют за 5 минут, портрет - за 25 (видимо, чтобы заметить недостатки, не обязательно присматриваться к людям).
6. Поскольку Нева периодически выходит из берегов, на каждом здании есть отметки уровней воды во время многократных наводнений.
7. Питер - это город-сказка, поэтому в рекламе активно эксплуатируется вера в чудо: "магазин счастья" в Пулково, куриные яйца в розовом контейнере с надписью "волшебные". А ещё здесь живут ангелы: один обитает в Измайловском саду, остальные - на улицах Санкт-Петербурга. Туристская Служба Ангелов - первая городская мобильная туристско-информационная служба. Сотрудники Службы Ангелов работают на улицах Санкт-Петербурга. Они компетентно, кратко, профессионально, а главное, абсолютно бесплатно для туристов предоставляют им необходимую информацию (ни разу не пришлось обратиться).

"Петербургский ангел", скульптор - Роман Шустров
День 2
Осторожно, падают желуди!
0:18. Как же неудобно спать на раскладушке!..
4:36. Завтрак (перекус) начался рано: биологические часы сообщили нам, что 4 утра - самое подходящее время. Завтракали финскими продуктами (внимание, скрытая реклама!), купленными в супермаркете "Призма", цены в котором уступают по цене только "Ленте". И почему у финнов ананасовый сок получается таким густым?
8:55. Мы собираемся посетить Ботанический сад (мамину мечту). Он не является популярным среди туристов (китайцев там, к счастью, нет), поскольку экскурсии проводят только на русском. Мама хочет увидеть великолепный тропический сад (и "стройные пальмы", и "запах немыслимых трав"). Я же хочу увидеть викторию амазонскую (кувшинку с листьями диаметром до 2 метров, выдерживающих вес 30-50 кг) и сбежать из гостиницы, на которую совершили набег дети лет 13-14 (хоть и русские, но похожи на орду).

Пройдя вдоль Карповки, где обитают утки и рыбаки, мы подкрепились ягодами шиповника (он все еще цветёт: особенности климата). Карповка находится ну очень далеко от станции метро. Я лишний раз убедилась в том, что если сравнивать Барнаул с Новоалтайском, БРН покажется огромным и старым, как кости мамонта, а если сравнивать Барнаул с Питером, то наш город окажется миниатюрным, серым и всё ещё пахнущим строительным бетоном.


Надпись у ворот гласила: "осторожно, падают желуди!". В Ботаническом саду нас встретили замшелые камни, полые бревна неизвестных мне деревьев, пальмы, увитые лианами... Всё это великолепие находилось в субтропическом зале, - дальше него нас не пустили, ведь именно в дни нашего пребывания в городе все остальные залы закрыты!
Впрочем, там я тоже узнала много нового: слово бакалавр означает "украшенный лавром" (спасибо, что не коноплей). Банан является самой высокой травой в мире (а в Ботаническом саду, уверяют экскурсоводы, ещё и самой невкусной). Бамбук цветёт лишь раз в жизни, после чего умирает, как и старые здания, обломки которых, покрытые мхом и лепниной, отделяют толпу туристов от растений. Неизвестное мне дерево с покрытым щетиной стволом, "сладкая ловушка" сарациния, цветы лириодендрона, словно покрытые пудрой... В общем, по сравнению с ним Томский ботанический... Нет, их даже сравнивать нельзя.

Потом мы бодро двинулись навстречу кладбищам, расположенным на территории Александро-Невской лавры. Строго говоря, они уже стали музеями, некрополями: некрополь 18 века, Некрополь мастеров искусств (последнее захоронение произведено в 1989 году, когда отправился в последний путь Г. А. Товстоногов).
В некрополе 18 века покоятся с миром такие личности, как М. В. Ломоносов, Наталья Гончарова (ныне Ланская), Д. И. Фонвизин и С. Ю. Витте (министр финансов).
Эпитафии на некоторых могилах тоже необычные (я знаю, о таком писать нельзя, но...). К примеру, надпись на одной гласит: "Умер от чрезмерного прилежания и усердия к службе. На другом каменном саркофаге, принадлежащем фрейлине, Софье Гурко, надпись: "здесь на веки для меня поглощено могилой и дружба, и любовь, и отрада" (орфография сохранена), сделанная по заказу императора. А надпись на могиле Ивана Абрамовича Ганнибала (в Надвратной церкви), внучатым племянником которого является Пушкин, сочинена последним:
"Зной Африки родил, хлад кровь его покоил;
России он служил, путь к вечности устроил.
Стенание о нём, родня его и ближни
Сей памятник ему усердием воздвигли".
На многих саркофагах красуются два христианских символа: череп (снизу) и крест (сверху). Череп - это голова Адама, первого из смертных, крест - символ Иисуса Христа, вечной жизни. Душа каждого человека должна пройти путь от смерти тела к бессмертию души.
В Некрополе мастеров искусств покоятся с миром Достоевский, Жуковский, Карамзин, Гнедич, Глинка, Крылов, Чайковский, Шишкин, Крылов, Римский-Корсаков и другие мастера своего дела. Кстати, забавное совпадение: близ Александро-Невской лавры покоится Николай Черкасов, который некогда сыграл роль Александра Невского в одноименном фильме. Если кладбище 18 века было просто престижным и там хоронили только дворян, то на соседнем хоронили исключительно деятелей искусств (вне зависимости от их желания).
Рядом с последним кладбищем находится музей городской скульптуры, где выставляются уменьшенные копии памятников города (плюс нижний зал с обычными скульптурами). Особенно запомнились статуи Геракла, Флоры и модель памятника "Александру I - благодарная Россия".


Некрополь 19 века
Захоронение в Александро-Невской лавре
День 3
Что тебе снится, Аврора?
Сегодня мы решили посетить крейсер "Аврора" (кстати, названный в честь одноимённого фрегата, который, в свою очередь, был назван так то ли в честь богини утренней зари, то ли в честь жены сына Карамзина). В биографии "Авроры" много славных боев, но туристы первым делом вспоминают о штурме Зимнего дворца. Считается, что с крейсера был дан сигнальный выстрел к началу штурма. Выстрел был холостым, но энтузиасты до сих пор ищут вмятины на Зимнем.
Мы 10 минут простояли на светофоре, пока не обнаружилось, что он кнопочный… Рядом с "Авророй", над заброшенным причалом, плавают утки; над ними летают чайки.
Очереди вызывают благоговейный ужас, цены - тоже (но для студентов скидки).
С крейсера открывается великолепный вид на город. На руле бакового орудия, из которого 25 октября был произведён выстрел, есть надписи: "влево - хобот - вправо", на соседнем - "поднять - казна - опустить"; я поняла их смысл, но менее странными они не стали. Впрочем, в музее ещё интереснее (и намного теплее; адский холод!).

Экскурсоводы - воспитанники Нахимовского училища, расположенного через дорогу; свой корабль они знают досконально, ведь на нем располагается учебная база училища. В 2014 году, кстати, был осуществлен последний выпуск девушек-воспитанниц (приметы всё врут).

Оказывается, на корабле не было казарм, солдаты довольствовались гамаками с пробковыми матрасами: на них спали, из них строили плоты, в них и совершали морские похороны. Ещё на корабле выдавались винные порции: для дезинфекции продуктов, ведь холодильников тогда не было. За отказ от порции морякам выплачивали деньги в размере стоимости вина. Если отказываться от порции каждый раз, к концу 5-7-летней службы накапливается сумма в 120 рублей; эти деньги составляли тогда целое состояние (для сравнения: корова тогда стоила около трех рублей).
В стилизованной рамке - фотопортрет капитана 1 ранга Е. Р. Егорьева, погибшего в Цусимском сражении 14 мая (в 3 ч. 12 мин., убит в боевой рубке осколками 75-мм снаряда, разорвавшегося на правом трапе переднего мостика). Рамка сделана из обломков обгоревшей палубы, паспарту - из стали пробитой осколками японского снаряда надстройки корабля.

Чуть не забыла написать: возле "Авроры" стоит богиня победы, Ника (вернее, её статуя), вокруг которой кружатся, словно чайки, души погибших моряков. Путь к любой победе устлан кровью невинных жертв.

Далее мы заглянули в Домик Петра I. Этот дом сделан из дерева и накрыт каменным чехлом - получается дом в доме, почти матрешка. Поскольку Пётр был ну очень высоким человеком (2 метра 4 сантиметра), а дом - миниатюрный, многие сомневаются в том, что он там жил.
Как нам объяснили сотрудники музея, император предпочитал жить в маленьких комнатах; прислуживал ему только денщик. Слюдяные окна, трофейная дверь с вражеского корабля, лодка во дворе и блюдо с солеными лимонами (их считали овощами) - это запомнилось мне ярче всего (хотя ярким было и обилие младших классов на экскурсии).

Потом нас привлёк особняк Кшесинской (дома с историей - это всегда интересно). Балкон, с которого Ленин произносил свои сладкие речи - не самая интересная часть Музеея политической истории. Он великолепен: множество экспонатов, грамотно распределенных по большой территории, хорошие экскурсоводы (+ интересный сайт). Мне повезло: по средам студентов пускают бесплатно (в другие дни недели - 30 рублей по студенческому).
Интересный экспонат: приказ о явке жителей Волынска в бюро для определения их классовой принадлежности (а наши старые знакомые в свое время определяли расы, даже успели придумать свои). Ещё меня заинтересовали кандалы, висящие под двумя витринами, образцы журналистики (стиляги сравниваются с красивым, но пустым колосом пшеницы) и металлические креманки для мороженого. А мама посетила сами покои Кшесинской (полюбовалась множеством её фотографий и нарядов).
Портрет Николая II, написанный монахиней Емелианой по фотографии императора. В октябре 1917 года при взятии Зимнего, где висел портрет, революционные солдаты и матросы изрезали портрет штыками (развлекались, как могли). При реставрации портрета в 1930 году следы от штыков решено было оставить.
Один из экспонатов. Теперь я знаю, как выглядит донос
Особняк Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кшесиньской, талантливейшей балерины, супруги князя Андрея Романова и фаворитки цесаревича Николая построен в стиле "северный модерн". Особняк ей подарил великий князь Сергей Михайлович, с которым она сожительствовала и даже имела от него ребенка, которого позднее усыновил ее муж. До 1917 года в особняке собирались "сливки общества", после Матильда уехала за границу вместе с сыном (мужа потом расстреляли на Родине). Особняк самовольно занял Ленин и его друзья; пани Кшесиньская попросила прокурора Судебной палаты освободить здание от посторонних и вернуть разграбленное имущество, но, увы...
Лестница на фото выше участвовала в съемках очень многих фильмов: "Зимняя вишня", "Мастер и Маргарита" и др.
День завершился прогулкой на речном трамвайчике. Сезон закончился три дня спустя из-за адского холода на борту (там раздают пледы и предлагают коньяк, но, говорят, это не помогает). Сели возле причала, прямо напротив входа в Петропавловскую крепость (решили, что побываем там завтра). В пути я узнала о том, что высота Чижика-пыжика - 11 сантиметров, из трамвайчика его разглядеть невозможно. А стишок "Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил" - это не про пташку, а про студентов Училища правоведения, которые носили форму "птичьей" расцветки.
Цитируя гида: "Пётр I побывал во многих европейских городах, но больше всего ему понравился Амстердам". Царю понравились архитектура, строение улиц, и он решил, что для города святого Петра они подойдут куда лучше.
День 4
Самсон и его сложные отношения со львами
Как, собственно, и с женщинами. Взять, к примеру, Далилу...
О чем это я? Ах, да! "Самсон, раздирающий пасть льва", или просто "Самсон", - это центральный фонтан паркового ансамбля Петергофа. Легенда гласит, что однажды в дороге герой встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, словно козленка. Фонтан был установлен в честь юбилея победы над Швецией в Полтавской битве; лев - символ Швеции, поскольку изображён на её гербе, Россия - Самсон... Получается, Россия раздирает пасть Швеции?

Не менее интересна и судьба фонтана "Нептун": жители Нюрнберга хотели увековечить память о Вестфальском мире и заказали скульптурную композицию "Телега Нептунова". Потом оказалось, что в местных реках мало воды; Павел посетил город Н и купил скульптуры, чтобы установить их в Петергофе. Далее начались: проблемы с водоснабжением, истерика у автора скульптуры... Шучу; колесницу убрали, после чего фонтан начал функционировать.

Ах, как прекрасны золоченые скульптуры! Ах, как много золота ушло на внутреннюю отделку дворца...

Как, собственно, и на отделку всех остальных дворцов. Попробуйте узнать у Google, сколько кило золота ушло на отделку Эрмитажа? Ответ вас несказанно удивит...
Ещё во времена Елизаветы Петровны считалось весьма модным играть в карты на бриллианты. Специально для этого по краям игральных столов делались углубления, дабы игрокам было удобнее тратить добытое не самыми честными путями имущество (как это делали Воронцов, Шувалов и проч.).

Многие строения Петергофа были разрушены войной: покидая Ленинград, фашисты старались уничтожить всё, что не успели разграбить, а потому заминировали большую часть памятников (лично моё мнение: Нюрнбергский процесс можно было провести лишь ради мести за Ленинград). По чистой случайности, нетронутым остался только дворец с соблазнительным названием "Монплезир" (от фр. mon plaisir - "моё удовольствие"), кстати, окруженный фонтанами-шутихами под названием "Диванчики".
Традиционно Петропавловская крепость считается постройкой, с которой начинался Санкт-Петербург; она считается историческим ядром города.
Расположена она на Заячьем острове (изначально назывался jaaninsaari, остров Ивана Купалы, но кто-то что-то не расслышал, поэтому остров начал называться janis-saari, Заячий); есть и другие названия: Весёлый остров, Чёртов остров...
Возле Музея артиллерии (бывшего Арсенала, находящегося на кронверке крепости) стоит темный обелиск памяти пяти казненных декабристов. Ещё один грустный факт: в крепости некогда располагалась тюрьма для политических заключенных.
Памятник Петру I работы М. М. Шемякина (без комментариев)
Внутри крепости всё гораздо интереснее: к примеру, ежедневно, в 12:00 (мы не застали) с Нарышкина бастиона производится выстрел из пушки (у очевидцев выстрел долго отдаётся эхом в ушах). Изначально пушки были направлены в сторону Петергофа, где, как мы успели убедиться, очень чувствительная сигнализация. Сотрудники музея долго упрашивали администрацию крепости сменить направление пушек, что и было исполнено.
Комендантский домик славится тем, что в нем провела последние дни жизни "княжна Тараканова", а памятник Петру I работы М. М. Шемякина - тем, что считается одним из самых достоверных изображений императора. Нам стоило посетить и потерны – подземные коридоры, использовавшиеся в качестве казематов – но мы уже не успевали (да будут прокляты организованные экскурсии).
На территории крепости находятся действующий монетный двор (жаль, экскурсии запрещены)
и Петропавловский собор, место упокоения Романовых (по ним регулярно совершают панихиды). В 2010 году, кстати, было совершено последнее захоронение: вдову правнука Александра II, императрицу де-юре Леониду Багратион-Мухранскую предали земле рядом с мужем. Императрица де-юре... Пожалуй, хорошо, что не де-факто.
Вы увидите этот храм из любой части старого города, ибо он является самым высоким зданием Санкт-Петербурга (до 2012 года), и самым высоким храмом России. Золоченый шпиль венчает фигура ангела с крестом в руках, считающегося хранителем города.

В шесть вечера мы уже возвратились в наш временный дом на колёсах. Проезжая по Троицкому мосту, мы узнали, что Санкт-Петербург родился на Троицу (не факт); позади нас, в автобусе с надписью "дети", ехали нахимовцы. Вдоль стен Петропавловской крепости зажигались фонари; словно рождественские гирлянды, тянулись вдоль русла Невы огни фар; гид рассказывала нам о памятнике Александру III. Над ним народ издевался, как только мог:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
А мы всё тихо плывем по каналам улиц, вместе с морем огней и темнотой...
День 5
Как потеряться в Эрмитаже

Можно потеряться в нем морально: со всех сторон окруженный искусством, человек чувствует себя младенцем, крохотным и несмышленым, ползающим по запутанным лабиринтам истории. А можно потеряться физически, ведь там такое количество залов...
В Зимнем дворце необычайно шумно, особенно близ раздевалок. Галдят иностранные туристы, особенно выходцы из стран Азии: кажется, что они приезжают только для того, чтобы показать себя, сделать тысячу снимков на золотом фоне, а потом уехать, оставив после себя лишь горы юаней и неприятные воспоминания... Со мной солидарен и автор данной статьи: http://www.mk.ru/social/2016/11/06/lenin-dedushka-petra-kak-v-rossii-obmanyvayut-kitayskikh-turistov.html
Но я ещё не успела рассказать о Смольном монастыре (мы посетили и его, и Исаакиевский собор, несмотря на то, что нам настойчиво советовали уделить больше внимания Эрмитажу). Елизавета Петровна построила его с целью принять в обители постриг (читай: похоронить себя заживо), но леди с косой внесла в её планы коррективы. Собор бывшего монастыря был достроен лишь спустя пару десятков лет; в самом же бывшем монастыре ныне обучаются студенты СПбГУ. Екатерина II построила рядом Смольный институт благородных девиц (первое в России женское учебное заведение), который в 1917 году стал штабом по подготовке к восстанию большевиков.

По пути к Зимнему нам встретилась серая громада зданий, в которых располагается ФСБ. Одно из них имеет прозвище "Большой дом" и парочку легенд в запасе. Одна из них гласит, что здание имеет одинаковое количество этажей над землей и под землёй (снаружи видно только 9). В городском фольклоре прочно закрепилось четверостишие:
На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом:
Войдёшь в тот дом ребёнком,
А выйдешь — стариком.
Это четверостишие, видимо, должно вызывать приступ смеха у слушателей. Жаль, мой получился истерическим...
Скажу пару слов и о ДПЗ на Шпалерной: для дома предварительного заключения давно создан бэкроним "Домой Пойди Забудь". Там в свое время побывали: Ленин, Берггольц, Гумилев, Лихачев, Платонов, Рокоссовский, Хармс и многие другие.
Во время Великой Отечественной войны здесь в 1944 году содержался пленный финский лётчик Лаури Пекури, упомянувший тюрьму на Шпалерной в своих воспоминаниях:
"Вся тюрьма совершенно тихая. Даже в коридорах нет звука. Во время переводов строго запрещается говорить. Похоже, люди ходят по коридору в чулках".
Производит впечатление, не правда ли?


ДПЗ на Шпалерной
Сделали остановку и возле Храма Спаса-на-Крови; внешне он очень сильно напоминает Собор Василия Блаженного (внутри мы не успели побывать). На крови - потому что построен на месте покушения на Александра II, в память о его гибели в результате полученного ранения. В России есть, как минимум, 3 храма на крови, и все они построены в память об императорах и императрицах (царская кровь, конечно, самая ценная).

Вернёмся к Эрмитажу. О нем я больше ничего не скажу: это нужно видеть. Хотя нет, есть несколько слов:
Во-первых, туда пускают всех желающих (не как в Петергофе: только организованные тургруппы 2 раза в день). Самым необычным посетителем был буддийский монах, пришедший в музей прямо в привычном одеянии.
Во-вторых, там очень шумно. Благодаря неуемному темпераменту китайцев количество децибел вырастает раз в 10. Они, конечно, народ очень любознательный: стремятся посетить как можно большее количество стран в качестве туристов и всё такое. Но Санкт-Петербург интересует их ещё и потому, что некие китайские строительные фирмы ведут активную застройку окраин города.
В-третьих, даже если вы будете гулять по Зимнему два дня подряд, читать все-все-все надписи и внимательно слушать экскурсовода, вы всё равно не увидите и пятой части экспонатов. В подвалах здания хранятся экспонаты, доступные только исследователям и сотрудникам музея.
Перед вами три полотна, два из которых выставлены в Эрмитаже. Первое из них является самым известным в музее, второе приведено для сравнения с третьим, потрясшим меня невероятно. На первой изображена Мадонна с младенцем, на остальных - Юдифь во время и после обезглавливания Олоферна. Рафаэль, Джорджоне, Караваджо - вот фамилии художников. Надеюсь, вы получили удовольствие от созерцания отрубленных голов.
Честно говоря, мне гораздо больше понравилось в Исаакиевском соборе, названном так в честь Исаака Ньютона.
Это была проверка на внимательность. На самом деле имя храму дал преподобный Исаакий Далматский, в день памяти которого родился наш великий император, создавший также и славный Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший собор. Исаакиевский же спроектировал знаменитый Огюст Монферран, изъявивший желание быть похороненным в его подземном своде (поскольку он был католиком, его похоронили на безвестном Монмартре). Исаакий успел побыть деревянным, каменным (стоял рядом с Медным всадником и разрушался из-за приливов); его перестроил Пьетро Антонио Трезини (в простонародье Пётр Трезин). Екатерина II поручила скульпторам сделать собор мраморным; Павел I решил и вовсе быстренько достроить собор, использовав кирпич: видите ли, мрамор нужен был для строительства его резиденции. Очередной...
Величественный замысел воплотился в нелепом кирпичном строении с мраморным основанием. При Александре I здание вновь начали перестраивать, разбирая кладку, на что народ откликнулся эпиграммой:
Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.
Нынешний вариант является четвертым и самым лучшим из всех (тот, кто поднимался на колоннаду, меня поймет). Для студентов действуют скидки на билеты; помните это и не повторяйте моих ошибок!

Сначала для подъема на колоннаду придётся преодолеть себя и внушающую уважение винтовую лестницу (пожалуйста, не оставляйте надписей а-ля "Киса и Ося были тут" на стенах, как некоторые!).

Зато потом вашим взорам открываются великолепные виды Санкт-Петербурга с высоты полёта человеческой мысли. Это невероятно: можно смотреть в любую из четырёх сторон света, можно заглядывать внутрь собора и видеть голубя под крышей (о пернатых потом). Мягкий голос из динамика расскажет вам о том, что вы видите и видели сейчас: о зданиях, что навечно вросли в землю, о людях, чьи души парят над своим имуществом, об истории города и людей... О чем вы думаете, прислонясь к сводам храма, которому через год с небольшим стукнет две сотни лет? О чем вообще можно думать, стоя у сводов истории?..
Внутри здания охватывает чувство неизъяснимого восторга: великолепные картины, прекрасная отделка, запах ладана, макеты всех четырёх проектов Исаакиевского собора, барельефы... И голубь под самым куполом здания, витающий над Девой Марией в окружении святых. Нам говорили, что в годы правления большевиков голубя заменили на маятник Фуко, голубя показывали, словно символ сломленного Святого Духа. В годы войны церковь не отапливалась, многие картины пришлось реставрировать позднее. Но, к счастью, Дух снова витает под куполом, картины вновь окружены заботой, а мы опять стоим на земле и не знаем, куда бы пойти...
День 6
Воспоминания о Пушкине
Шестой день нашего путешествия выдался необычайно солнечным; я настолько сильно обрадовалась этому, что даже сфотографировала солнце Петербурга - на память. А что, хороший повод для посещения Царского Села!
Нарвские триумфальные ворота изначально были деревянными; их построили для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, а потом "возобновили в металле".

Близ Пулковской горы (миниатюрного холмика в 74 метра высотой) расположены фонтаны "Старик" и "Четыре сфинкса". Оба чем-то напоминают греческие храмы; тем удивительнее, что во времена ВОВ "Старик" превращался в медпункт, а "Сфинксы" поили лошадей. Кстати, сфинксов тогда называли ведьмами (так проще).
Первоначальное название Царского Села (ныне город Пушкин) в переводе с финского (Saari mojs) означает "возвышенное место";
затем народная этимология, превратившая некогда пиджак в "спинжак", поработала над названием. После изгнания из мызы шведов Пётр подарил территорию Меньшикову; потом быстро передумал, отобрал презент и передарил жене (в честь неё назван Большой Екатерининский дворец). Следующей хозяйке, Елизавете II в нем вечно что-то не нравилось; Расстрелли понял это в ходе второй перестройки здания. Когда на трон, испачканный кровью Петра III, села Екатерина II, обнаружилось, что прежняя хозяйка завещала нынешней позолотить статуи в парке. О том, что это слишком дорого, императрица узнала поздно, но поспешила всё же приостановить работы.
Во дворце Екатерины I хранится множество прекраснейших вещей того времени: от белоснежно-алых шахмат до бюро с множеством маленьких ящичков; от косметики и аксессуаров вроде блохоловок (ищи в музее "Мир времени") до портретов красавиц былой эпохи. Впечатляют и столовые: наши порфироносные знакомые любили «на золоте едать», да золотом закусывать (столовую Петергофа, например, украшают деревья с «золотыми» яблоками). Полотна изображают продукты охотничьего промысла.
Подлинная Янтарная комната в 1931 году. На фотографии ниже представлен восстановленный шедевр
Самым известным экспонатом, пожалуй, является Янтарная комната (фото- и видеосъемка запрещена, фото скопировано из интернета).
Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Размеры комнаты до того, как ее успели дополнить пилястрами в Петербурге, были намного меньше.
Всем известно, насколько сильно пострадал Советский Союз от фашистов; многим известно, сколько пришлось выстрадать Ленинграду; лишь реставраторам и местным жителям известно, какой ущерб был нанесен памятникам архитектуры. В период ВОВ здание было повреждено фашистами, как и многие в Ленинграде. Дворец до сих пор оправляется от ран, нанесенных ему войной. Янтарная комната была вывезена фашистскими оккупантами в Кёнигсберг, после чего ее следы терялись. В 2003 году её восстановили, так и не найдя оригинал. Зал украшают картины с аллегорическими изображениями зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания (флорентийская мозаика "Обоняние и осязание" является оригиналом).

Я оборачиваюсь и наблюдаю за иностранными туристами; минута - и они начинают меня раздражать. Их цель - лишь получение фотографий, которые они смогут с гордостью показывать своим друзьям: их лица во весь кадр и кусочек янтаря в уголке. Их экскурсии проходят быстро и легко: им не показывают коллекцию фотографий фашистов, устанавливающих мины. Гид-англичанин, в течение лекции разгуливавший по залам с бахилой на голове (видимо, глядит в Наполеоны), похоже, и не догадывается о блокаде, что говорить о разрушении...
Ладно, хватит о грустном. В Екатерининском парке тоже интересно: он изрезан каналами, по которым плавают утки и селезни (и три кота, которые не боятся туристов); прямо в парке стоят "ванны", Верхняя и Нижняя (как их прежде называли, "Мыльня их высочеств" и "Кавалерская мыльня"). Это просто два небольших здания в 2 этажа, рядом с Верхней находится огромный искусственный пруд. Я, кстати, уже жалею о том, что мы не пошли дальше Большого пруда: нас там ждали Собственный садик, "Девушка с кувшином" и Пирамида.
День 7
Байки о российской демократии
Вылет должен состояться в 23:00, в аэропорту нужно быть в 21:00, а на часах только десять утра. В воздухе повис вопрос, ответ на который Чернышевский искал на протяжении целого романа...

Папа настолько сильно устал от ходьбы, что решил остаться в вестибюле гостиницы (благо, там есть Wi-Fi). Ну а мы с мамой решили совершить паломничество к святым местам (Александро-Невская лавра, Казанский собор. На это точно уйдёт весь день!
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - это мужской православный монастырь, рядом с которым находятся два некрополя и одно кладбище (герои ВОВ, гражданской войны 1917, у многих из которых даже не указаны отчества).
В одном из церковных помещений сейчас активно развернулась торговля (мне сразу вспомнилось евангельское изгнание торгующих из храма).
А на гравюре 18 века изображена рака Александра Невского (лучше гравюра, чем фото), в которой покоятся мощи святого. Это интересная история: согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. Изначально рака была сделана из серебра, а после того, как добрые, но жадные большевики произвели изъятие церковных ценностей в 1922 году, она стала деревянной. До 2012 года серебряная рака хранилась в Эрмитаже, сейчас она находится на реставрации.

На нашем пути постоянно вставали непреодолимые препятствия, а именно: красота зданий, которой можно любоваться часами, плохое знание города, и, конечно, сувенирные магазины. Я напала на золотую жилу в виде книжного стока; мама же искала "питерских котов", которых в огромном количестве в город привезла Елизавета, до ужаса боявшаяся мышей. Я купила три книги, мама - глиняного кота и платок с видами Северной столицы.
Нас очень заинтересовало и зеленоватое здание с надписью "Компания Зингеръ" (с необычным хрустальным "глобусом" под самой крышей), ныне Дом книги",

и фонтан "Шар" (способен вращаться благодаря поддерживающим его струям воды, объект поклонения туристов). Когда-то точно такой (но не из мрамора, а из меди) был установлен в Петергофе (автор проекта - М. В. Ломоносов), но его убрали, потому что Александру I, видите ли, фонтан напоминал масонский знак. Фонтан часто ломается по причине того, что не может исполнить все желания туристов (к стыду моему, мы с мамой будем виновны в новой поломке).
Полюбовались Аполлоном, чья квардрига мчится по фронтону Большого театра; он некогда был снабжен фиговым листком, над чем до сих пор смеются многие издания: повязки у Фемиды до сих пор нет, зато фиговая деталь у бога Солнца теперь есть...

Очень впечатлил и памятник Екатерине II, установленный в честь 100-летия её восшествия на престол и очень сильно напоминающий собой "Тысячелетие России" (Великий Новгород). В 30-е годы какой-то идиот из КПСС предлагал заменить Екатерину на Ленина, а на места снятых девяти фигур посадить представителей "мудрого ленинского политбюро" (по мне, уж лучше на кол). Заменить хотели Потемкина, Суворова, Державина, Дашкову, Румянцева-Задунайского, Безбородко, Бецкого, Чичагова и Орлова-Чесменского (кто эти 5 странных людей?). О памятнике ходило множество легенд, одна из которых гласит: под скульптурной группой зарыт клад; большевики, говорят, даже планировали попробовать отыскать его. Ходят и другие слухи, о коих в приличном обществе не говорят...
Интересная закономерность: рядом с жилыми домами Невского почти нет деревьев (живых, зато есть величавое железное). А где-то далеко, там же, где отметки уровня воды нанесены на все дома, сохранилась надпись: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!". Мы слонялись по улицам (хотите - верьте, хотите - нет, но выражение появилось в те времена, когда на улицах выгуливали слонов), встречая на своем пути странные заведения вроде "Музея становления демократии в современной России" (даже комментировать не буду).

А мы тем временем подкрались поближе к великолепному Казанскому собору.
Изначально храм был создан для хранения рукотворной иконы Божией Матери Казанской и назывался Церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Главная святыня храма, Чудотворная икона, была обретена в Казани в 1579 г. Через двадцать пять лет после взятия Казани Иваном Грозным, город пострадал от пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. Его восьмилетняя дочь Матрёна увидела во сне Божью Матерь, сказавшую, что Её чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. Девочка сама достала икону, которая сияла новыми красками (до сих пор неизвестно, откуда она взялась). У иконы начали совершаться чудеса.
Граф Строганов, вблизи резиденции которого находилась церковь, предложил императору проект, созданный Воронихиным, его талантливым бывшим крепостным. Как вы можете убедиться, способности юного архитектора были и впрямь незаурядными.
В XIX веке собор воспринимался как памятник ратных побед русского народа в войне 1812 года, ибо стал своеобразным хранилищем военных трофеев.
13-й год ХХ века ознаменовался трагедией: во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, унесшая жизни 34 человек (по официальной версии). В 1922 году интерьер сильно пострадал при изъятии церковных ценностей; в 32 году в здании открыли Музей истории религии и атеизма. 29 марта 1998 года состоялось полное освящение собора.

В храме нашел последний приют Михаил Илларионович Кутузов; на полуциркульной площади стоят памятники, посвящённые ему и Барклаю-де-Толли.
Странно, но площадь перед собором всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. Здесь прошла первая демонстрация "Земли и воли", часто проходили студенческие демонстрации, а в Кровавое воскресенье толпа соорудила баррикады из скамеек в сквере у храма.
Всем хорош Казанский собор! Жаль только, по колоннаде нельзя пройти - закрыто...

Внутри было менее интересно: выстроилась очередь из желающих поцеловать мощи святых, преградив нам путь, дабы мы не смогли рассмотреть внутреннее убранство.
Прощание с Питером далось мне невероятно тяжело. Намного тяжелее, чем могло бы показаться на первый взгляд. Град на Неве прощался со мной шумом волн, шелестом опадающих кленовых листьев и закатом, лучше которого, пожалуй, и нет на свете. Я прощалась с городом признанием в вечной любви, обещанием вернуться и... сном.
После прохождения предполетного досмотра (опять вопросы о бомбах вместо телефонов) и посадки в самолет я задремала, а проснулась уже в Барнауле. Впрочем, вся эта поездка год спустя воспринимается лишь как сон...
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website